Homo Argenteus

Православный социализм

Православный социализм

В последнее время многие авторы начали писать о «русской идеи», например, Николай Сомин (ИПИ РАН) «Православный социализм: обоснование и проблемы реализации» и «Христианский социализм как русская идея». Вот выдержка из последней статьи: «Россия уже дважды в мировой истории, разными путями, пыталась достичь своего предназначения. Первый раз — через идею «Третьего Рима». Тогда Русь пошла путем храмового Православия, но не уделила должного внимания просветлению социальной жизни народа. Второй раз — через «Третий Интернационал», через идею построения общества социальной справедливости, но отрицая веру в Бога. Обе попытки оказались безуспешными. Достичь синтеза не удалось. Теперь перед Россией стоит задача реализации своей идеи через христианский социализм, в котором органично сливаются обе русские традиции». Общий смысл понятен и автором принимается. Но вот незадача, даже если нам удастся «достичь синтеза» и соединить социализм с православием, построить в России что-то путевое все равно не получится, и вот почему. Начнем с социализма. Под словом «социализм» Сомин понимает, прежде всего, «общественную собственность на средства производства». Кроме того, «христианский социализм стремится не просто к распределению по труду, но к более высокой норме — распределению пропорционально нуждам. Больше должен получать не самый работоспособный, а самый нуждающийся. Это уже «христианский коммунизм» — может быть такое название будет даже более точным». Так-то оно так, однако, история недвусмысленно напоминает нам, что сие невозможно! Общественная собственность на средства производства нуждается в управлении, и вот с ним социализму никак не справиться — либо тоталитаризм и эффективное управление, либо полный бардак и неразбериха. А теперь о православии. Российский народ является многонациональным и многоконфессиональным, более того, большая часть всего современного человечества, в том числе и русского народа — это атеисты. Так что, с православным социализмом в России ничего не получится, хотя сама идея автору очень нравится. Спрашивается — что делать? Ответ простой, единственный строй, который удовлетворяет критериям Сомина, является анархизм по модели Прудона — сначала Равенство и Братство, а уж потом Свобода. Причем, в таком анархическом обществе церковь (любая, а не только христианская) обязана возложить на себя не только духовное кормление народа, но и управление избирательными комиссиями. Вот такое общество и надо строить!